?

Log in

No account? Create an account
Очередная проверка «Эрзянь Мастор» - Erzianj Jurnal [entries|archive|friends|userinfo]
Петрянь Андю

[ Эрзянь лопа | Erzianj Jurnal from Petrjanj Andju ]
[ эсьтедень | обо мне ]
[ сёрмадкспарго | архив ]

Очередная проверка «Эрзянь Мастор» [дек. 16, 2006|03:46 pm]
Петрянь Андю
[Tags|, , ]

В конце октября сего года Прокуратура Республики Мордовия сделала Представление об устранении нарушений ч.2 ст.29 Конституции РФ и ст.ст.4,51 Закона РФ от 27.12.1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации», причин и условий, им способствующих». Проверяли газету «Эрзянь Мастор» Василий Кирдяшов, Николай Савкин, Юрий Мишанин и Наталия Десяева, все доктора наук, все профессора Мордовского госуниверситета, все, можно сказать , мокшане по национальности. Доклад написан не в благожелательном, а в предвзятом духе. К примеру, статью «Предательство и предатели» они сочли оскорбляющей руководителей Республики. Оскорбительного ничего нет. Это критика власти за то, что эрзя и мокша языки довели до предсмертельного состояния. Другой пример. Самое малейшее использование редакцией латинской графики названо «скрытой установкой против всего русского». Отнесены к провокационным рылеевские стихи. А стихи Лермонтова, Шевченко, Полежаева, Пушкина, высказывания Гоголя, Белинского? Они тоже подстрекательские? Им тоже следует вынести выговор? Или лучше вызвать в суд? Можно было список подобных измышлений продолжить, но, думается, достаточно и этого. Вместе с тем, в Представлении имеются и справедливые замечания. В частности, о более осторожном, даже строгом обращении с лексикой, речевыми оборотами, отдельными словами, более тщательно редактировать письма читателей. Замечания прокурора подобного рода будут обязательно учитываться в дальнейшем в нашей работе. Копии Представления высылали некоторым нашим читателям. источник: редакция газеты "Эрзянь Мастор"


Их отклики предлагаем вашему вниманию:

отклик 1 -"Топор занесен":

Когда где-либо (Грузия и др.) начинают давать сбои экономика и политика, руководство лихорадочно начинает искать виноватых в облике внутренних и внешних врагов. Ему необходимо отвлечь население от насущных проблем и успокоить видимостью активной работы верховную власть. При этом абсолютно исключаются признание собственной вины и отсутствие компетентности.

В Республике Мордовия и ПФО (приволжский федеральный округ) сейчас самая низкая зарплата и самая высокая цена на бензин. Что это означает в наши дни – комментировать и не надо. Вот чем закончились «10 лет созидания». Так называется знаменитая книга – альбом о современной Мордовии, в которой, кстати, слово эрзя встречается всего 2 раза!.. Вот эти самые эрзя со своей независимой газетой «Эрзянь Мастор» и стали объектом особого внимания. Дождавшись выхода изменений к Закону об экстремизме, прокуратура ударила угрозой закрытия газеты, по горстке мыслящей интеллигенции, которая осмелилась освещать трагедию крупнейшего в России финно-угорского народа Эрзи. Среди народов нашей страны по сокращению численности он стоит на первом месте. Прокуратуре РМ это хорошо известно, но почему об этом глухое молчание в «представлении»? Выходит, что такая ситуация – норма, желанная цель?

В своем «представлении» зам.прокурора Назаров М.А. перечислил признаки экстремизма, среди которых читаю «о пропаганде исключительности по признаку языковой принадлежности»! Но ведь об этом трубят все СМИ Мордовии! Речь идёт о носителях языка, на котором вещают эти самые СМИ. Это ли не проявление «исключительности»?!

В изданиях типа «Столица С» эрзяне вообще не упоминаются. Нас нигде нет. Вот почему после посещения г.Арзамас (Эрзямас), где в 1670-1671 гг. было казнено более 11 тысяч, в основном, эрзя, я написал статью «А где же мы?» Да, я не смог, испытав потрясение от увиденного, удержаться от резких выражений.

Если в Прибалтике начали якобы притеснять чужой для этих стран русский язык, то шум поднялся до Северного полюса – наступили на родную мозоль. А с эрзянским, являющейся языком коренного народа, можно делать, получается, что угодно.

Господин М.А.Назаров, Вы не знаете, для каких целей сразу два народа мордуются одним словом? У них сразу же отнимаются самоназвания, насильно навязывается привозная (из Византии) религия, полностью замалчивается история народов и неумолимо исчезает главное – язык. Вот я не смог выписать газету «Эрзянь правда». Она исчезла из всероссийского каталога. А ведь она — центральная газета Мордовии! Как это объяснить, блюстители закона? Или вас это не касается?

Вряд ли назначенное «исследование» обошлось без М.Мосина. Старый испытанный чиновничий прием: поручить разобраться тем, кого обличают и кто мечтает отомстить.

Вам, конечно, не приходилось определять «смысловую направленность» протоколов мосинского «межрегионального Исполкома…» Только протоколов, ибо дальше них дело не идет. Поручите провести такой анализ нам. Вот это будет честно. А почему членами «иссследовательской» комиссии были только «исключительно» мокшане? Это ли не разжигание пресловутой национальной розни? Вот они: Мишанин Юрий, Савкин Николай, Кирдяшов Василий и Наталия Десяева – жена мокшанина, главы мордовского ТВ.

Случайностью тут не пахнет. А Мосин и его штат в состоянии защитить себя сами, но крыть им нечем и они трусливо молчат, надеясь на власть. Ведь они «трудятся» на неё и финансируются ею. Ни одному прокурору ведь не пришло в голову проверить: во сколько миллионов народных денег обошелся лишь один круиз на теплоходе «Волга-река мира»? Вот вам бессмысленная «направленность» мосинско-чиновничьего мордовского движения. Увеселительная прогулка на казенный счет называется официально оформленным казнокрадством. Вам ли это не знать! Наши резкие высказывания раскрывают суть творимого за государственный счёт. А как обозначить мягкими словами власть, её носителей и карманную профессуру, если за «10 лет созидания» в Мордовии во имя «возрождения» разрушены и исчезли:

1) комплекс зданий, в которых была сконцентрирована культура и искусство Эрзи и Мокши;

2) запрещена телестудия «Сияжар»;

3) не без ведома Василия Кадакина, министра образования Мордовии продолжается, можно сказать, запрещение преподавания Эрзя и Мокша языков в Мордовии;

4) унижается и преследуется А.М.Шаронов – создатель эпоса «Масторава»;

5) разгон демонстрантов с плакатами «Эрзянь кель – в школы!» во время проведения 4-го мордовского съезда;

6) полное замалчивание Правительством и прокуратурой неоднократных заявлений председателя Фонда спасения эрзянского языка Г.Д.Мусалёва о творимых деяниях;

7) до сих пор нет, к большему стыду, полноценного учебника истории народов Эрзи и Мокши. Взамен Н.Мокшиным было придумано «500-летие добровольного вхождения мордвы в Россию», закончившееся «1000-летием (!) вхождения». Кто-нибудь подсчитает стоимость этих «праздников»? Счетная Палата?

8) физическое преследование Мусалева Г.Д. и Четвергова Е.В., тайно санкционированное властью;

Список этот огромен. Его нельзя выдумать. Любая выдумка бледнеет перед реальностью.

Русская поговорка гласит: «Привозной да чужой бог хуж своего лешего». В поговорках всегда заложен глубокий смысл и опыт поколений. Сионский Иисус транзитом через Византию оказался на Руси. Любая чужая религия насаждается насильственно. Русские боги были повержены, а потом настала очередь «инородцев»… После 1671 года началась тотальная христианизация мокшан и эрзян. Факт хрестоматийный. В нашей стране церковь отделена от государства. Из каких тогда побуждений служитель Фемиды встал на защиту «униженных христиан»? Разве мы взрываем церкви? Этим занимались антихристы – коммунисты… Кто кого унизил, отнимая поклонение Солнцу, историю народа, его язык и культуру, даже личные имена?!

В моём Похвистневском районе примерно 9 тысяч эрзян и только четверо (!) умеют писать на материнском языке. Это ли не погружение во тьму? В северной Америке индейцы были загнаны в резервации. А для нас даже этого нет! После 1670 года, когда живьём была сожжена Олёна Эрзямасская и четвертован Акай Боляй, нас рассеяли по всей «Святой Руси» и моим предкам пришлось осваивать дикое Заволжье. Но и здесь нас настигли попы и всё-таки навесили кресты… Для убедительности можете прочитать поэму Дмитрия Морского «Нувази». Вот мы и прозябаем в состоянии непрерывного аффекта. Вы юрист и знаете, что это такое.

Некоторые тезисы Вашего «представления» буквально списаны из передовиц газеты «Правда» 1937 года. «Творческое наследие» прокурора Вышинского востребовано до сих пор… Так кто и кому угрожает расправой?

Цитирую дальше: «Этноним «мордва» используется в летописях с VI века для названия единого народа. Данная точка зрения (!) выражена и в книге «Народы России». А потомки этих летописцев используют уже производные слова от этого «названия»: мордовать, мордоворот, мордобой, измордованный и т.д. Вот так и используют, забыв про мокшан и эрзян, языки которых сходны примерно в той же степени, как украинский и русский. Я не хочу быть замордованным этим ярлыком.

Читаем дальше: «это не что иное, как политическая провокация (!), направленная на дестабилизацию обстановки в регионе». Вот и обнажилась основная суть «представления»! Придется повторить ещё раз. Дестабилизируют обстановку самая низкая зарплата в ПФО и самая высокая цена на бензин. Это – аксиома. У газеты «Эрзянь Мастор» бензоколонок нет и на уровень зарплаты её создатели влияния не оказывают из-за отсутствия таковой. Выходит, два старика (65 и 72 лет) и горстка людей, рассеянных на огромной территории, стали причиной катастрофического лингвистического кризиса…в Мордовии, да ещё после «10 лет созидания»!

Такое даже Берии не пришло бы в голову! А вы не отослали сей «отчет» Генеральному Прокурору РФ? Вы «обнаружили» «виновников» в самом центре Саранска, буквально под боком у себя… Москва-то как на это посмотрит. Да и не надо забывать, что Н.Меркушкин, поговаривают, стремится на московские хлеба, а тут такое…

Я полностью согласен с декларативными требованиями журналисткой этики, но за что же тогда в демократической России подло убили журналистку высочайшего класса Политковскую? Она тоже кого-то обидела? Или за нарушение этики? И если мы в результате всех «благ» потеряли даже свое имя, то указанная резкость наших публикаций вполне объяснима. К тому же, среди нас нет ни одного журналиста профессионала.

О русском языке. Мы им владеем в той степени, когда не требуется анализировать стиль и грамматические ошибки. Преклоняясь пред истинным русским языком классиков, я стал переводить на эрзянский язык Пушкина, Лермонтова, Есенина. Прекрасный русский язык остро нуждается в защите. Сколько раз я писал об этом! И его надо спасать от примитива, мата, жаргона и особенно от губительного наплыва иностранных слов. Если уж градоначальника тупо назвали мэром, то что ждать дальше.

Как школьный учитель я Вам советую прочитать книгу А.Юрченкова «Хронограф» и Вам очень многое станет известно, будут понятны истоки нашего «экстремизма». Да только ли Юрченкова? О национальной розни писали Лев Толстой, Михаил Лермонтов, Тарас Шевченко, Александр Полежаев… А разве выражения Николая Гоголя «Россия славится дураками» не говорит о национальной исключительности? Может и их, классиков, заодно на суд присяжных? И тогда не придется прибегать к помощи услужливых, заинтересованных экспертов для выяснения «смысловой направленности».
Осипов А.Г., учитель,член Исполкома Конгресса эрзян

отклик 2 -"Почему мокшанскими руками власть решила опорочить эрзянскую газету «Эрзянь Мастор»?

Дорогие братья мокшане. Сразу оговорюсь, что заголовок этой заметки мог бы быть другим. Но в состав группы, давшей заключение, что в деятельности газеты «Эрзянь Мастор» выявлены «признаки экстремизма», входят товарищи Юрий Мишанин, Николай Савкин, Василий Кирдяшов, известные люди, представители братского мокшанского народа, самого близкого к Эрзе по языку, культуре и территориально из всех финно-угорских народов. Если бы названные лица были эрзянами, или представителями других народов, то и заголовок был бы другим.
История, как известно, не терпит сослагательного наклонения. Поэтому наступили времена, когда мокшане решают судьбу газеты эрзянского народа. Радует, что в этой комиссии нет ни одного эрзи. Так распорядилась власть, создавшая эту комиссию и по результатам её работы известившая редактора Е. Четвергова, что «деятельность данного средства массовой информации может быть прекращена в установленном … порядке».

Так почему же мокшанскими руками хотят вычеркнуть из списка газет эрзянскую «Эрзянь Мастор», единственную, дающую достоверную информацию?

Об этом, мне представляется, должны задуматься прежде всего сами мокшане. Почитать и проанализировать те же номера газеты, которые изучались выше названными товарищами. И не только те же, но и другие тоже. Оценить то, что среди эрзянского народа не нашлось ни одного человека, пожелавшего участвовать в работе этой комиссии.

Власти, и действительно ли мокшанам и русским мешает существование единственной эрзянской независимой газеты? Если мокшанам, то участие мокшан в этой комиссии понятно. Но чем может мешать газета, выступающая за сохранение мокшанского языка и самого мокшанского народа? Если она мешает русскому или другому какому-либо народу, то, может, стоит обсудить эту проблему за круглым столом с представителями этого народа? Ведь запретом газет проблемы всегда загонялись только в тупик. Это подтверждает вся уже давнишняя история Российской империи и вся недавняя история СССР. Мне, кажется, власти уже давно следовало бы пойти именно этим путём, путём совместного обсуждения проблем, поднимаемых газетой «Эрзянь Мастор», а не путём создания преград её деятельности.

Намерения власти не могут быть не серьёзными. Закрытие эрзянской газеты – это сильнейший удар по эрзянскому народу. А изданий-то у него всего-то четыре! А независимая – одна единственная «Эрзянь Мастор»…

Если власть не желает вести диалог с оппозиционной ей газетой, ведёт дело к её закрытию, то, может быть, пора самой газете, её редактору собрать «круглый стол» с представителями русского, мокшанского и других народов, представителями власти, чтобы обсудить и проблемы, и характер публикаций газеты? Тогда было бы понятней, в чём, действительно, газета «перегнула», а в чём и власть «перегибает». Да и опубликовать материалы такой дискуссии. Да и не только в «Эрзянь Мастор».

Моя работа связана с книгами и периодической печатью. Сколько литературы издаётся массовыми тиражами, в которых превозносится положение, история, культура «государствообразующей» нации! И либо ничего, либо мельком об истории, культуре сотен других «негосударсвообразующих» наций страны в учебниках и массе других изданий. И нет нигде комиссий по оценке этих публикаций! Мордовская прокуратура комиссия это что, феномен? Или реликт сталинских времён? Чем не тема для круглого стола в редакции «Эрзянь Мастор»?
Эрюш Вежай, член Совета возрождения, эрзянского и мокшанского народов
СсылкаОтветить

Comments:
From: arkan_m
2006-12-16 03:48 pm
насчет запрета преподавания мокша и эрзя языков это неправда! с подачи того же Кадакина языки принудительно преподаются и в русских школах и даже детских садах! изучать их вынуждены даже татарские ребятишки!
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: erziana_super
2006-12-16 05:25 pm
Уважаемый эрзянский и мокшанский языки в Р.Мордовия являются как и русский гос языками. В Р.Ф. тех же допустим татарских детишек не спрашивают хотят ли они изучать русский язык.Я считаю что знакомство с языками народов на терриитории которых ты живешь это святая обьязанность, Элементарная порядочность! С уважением Наяна!
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: arkan_m
2006-12-16 06:24 pm
Никто не отрицает, что проблему возраждения языков надо решать! Но с каких пор Мордовия стала государством? И с каих пор Саранск к примеру стал эрзянским городом? Это исконно русский город.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: erzianj_jurnal
2006-12-17 10:41 am
Мордовия-то не стала государством, это автономия национальная.
И Саранск - русский город, в самом центре эрзянской земли, и был он "задуман" именно с этой целью, - укрепить руские позиции на эрзянских и мокшанских землях, и превратить эрзян и мокшан в русских. Не будем забывать, что главная задача всех захватческих мероприятий и походов - "руссификация" и "христианизация". Или вы с этим не согласны? в летописях все четко написано, как они "огнем и мечом" решали...
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: arkan_m
2006-12-17 11:01 am
Саранск был задуман как город засечной черты, если Вы знаете , что это и зачем это было. Так уж получилось. что захватчики на Русь приходили именно с этой стороны и не без помощи порой местного населения
Я никак не пойму чего Вы в итоге добиваететсь? Независимости Эрзянь Мастор?
Как вы это технически видите?
Что касается "захватнических" походов, не напомнить где в Европе остановились фино-угры, вернее их остановили в свое время. Или если бы насильственная "язычезация" прошлых тысячителетий удалась, это было бы нормально? То есть победи, спустившиеся с уральских гор угры в Европе, было бы торжество справедливости?
Именно так дикой и необоснованной ревизией истории начинался немецкий фашизм, плюс возрождение языческих ритуалов и скаоз о превосходстве германского народа. По вашему чуть ли не Рим основали эрзяне, а вот немецкие фашисты с Вами не согласятся...
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2006-12-17 02:08 pm
А русские фашисты согласятся с тобой?
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2006-12-17 02:12 pm
Было бы не плохо, если бы соблюдались хоть конституционные права Эрзя народа.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2006-12-17 02:17 pm
Эрзяне не считают свою этническую веру языческой. "Язычество" термин придуманный и используемый христианскими попами. Для чего - хорошо известно. Этническая вера не приемлет психолгию и религию рабов, хоть это и "рабы Божьи", но ведь рабы...
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: arkan_m
2006-12-16 04:07 pm
да и давайте скажем правду, вся оппозиция эрзянь мастор заключается в том,что Меркушкин- мокша
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: erziana_super
2006-12-16 05:31 pm
Нет это неправда что оппозиция в Эрзянь Мастор заключается в одном лишь Меркушкине и что он мокша, просто власть Единороссовская лизоблюдническая рабское подчинение Московскому кремлю, который мочит всех независимых духовных лидеров, смотрите что творят с марийским жрецом, независимых журналистов. Это крах Российской Федерации, все живут одним днем, а Эрзянь Мастор движение стремится к правдивому толерантному проживанию всех народов в РФ , а это не выгодно власти. Которая как крыса старается все помехи своей безграничной власти уничтожиитьть наорушая все законы саму Конституцию РФ. Позор нашим властям. Позор всем нам что все молчим ведь это наша страна и пора прекратить беспредел властей!!
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: arkan_m
2006-12-16 06:26 pm
Я тоже не фанат Единой России, но Эрзянь Мастор как раз нестремится к проживанию на территори РФ, а прямо декларирует курс на оттеление от России, опускаясь в лице Мусалева до этнофашистских лозунгов
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2006-12-16 07:20 pm
Враньё про Мусалёва распространяете. Зайдите к нему и поговорите с ним о том, что про него пишете. Это новый ярлык, которого ещё не было, лепите на эрзянь Инязора. Не участвовали в проверке "ЭМ"?
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: arkan_m
2006-12-16 08:56 pm
У Вас мания преследования? Однажды он в центре города кричал, что русские- фашисты. Хотя, если вспомнить с чего начинался настоящий фашизм хотя бы в Германии, так это с возрождения язычества и с перекраивания истории на свой лад.
Так что ничего я не распространяю, в отличие от Вас. Что касается, участврввал я в проверке или нет, надеюсь у Вас все же хватит ума посмотреть в инфу, я пишу под своим настоящим именем, а не под псевдонимом, как Вы.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2006-12-17 09:13 am
У самого-то какая мания?
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: arkan_m
2006-12-17 09:57 am
то есть сказать больше нечего? У меня все в порядке с психикой! По крайней мере я не выдумываю себе шутовские прозвища, не наываю себя князем или графом или вождем, не доказываю, что мои предки основали древний Рим и не выясняю отношения с украинцами, потому что они украинцы...
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2006-12-17 01:44 pm
Шутовские прозвища. Это о чём? А чьи предки основали Рим? Почему не называешь себя князем, графом и вождём? Кто выясняет отношения с украинцами?
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2006-12-17 01:49 pm
Неужели Инязор так кричал? Это где-нибудь зафиксировано? Или это твои бредни?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: erzianj_jurnal
2006-12-17 10:44 am
а можно по-подробнее, пожайлуста!
и что же такое "этнофашистские лозунги", я даже в словаре такого не нашел? Поясните, пожалуста, если возможно
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: arkan_m
2006-12-17 10:54 am
Вы не знаете что такое фашизм? И фашизм этнический?
Я здесь уже писал, что фашизм начинается обычно на базе этнофутуризма, как в Германии, возраждения язычества и ревизии истории.
Вы думаете мне здесь хочется пересказывать содержание бесконечных "трудов"
ваших "инязоров"?
среди фино-угроведов есть много хороших и адекватных людей, к сожалению в Эрзянь Мастор их почти нет.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2006-12-17 01:46 pm
Этнофутуристы не знаю, а футуристы бы, наверное, обиделись. Раз "почти", значит хоть один уже есть. Кто же это?
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2006-12-17 01:48 pm
А чем слово "инязор" не нравится? Только без срывов, пожалуйста.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2006-12-17 01:51 pm
Да, приведите пример хотя бы одного такого лозунга. Где он размещён?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: erziana_super
2006-12-17 11:45 pm
Знаете ! Мусалев никогда не выдвигал этнофашистких лозунгов! Это человек которого незаслуженно обвиняют во всех грехах! Запомните Россия не только для русских , россия создана на костях финно-угорских и тюркских народов и наши народы имеют равные права получать все то чем пользуются русские допустим! Налоги платят все а СМИ и прочее на русском , где же на национальных языках общероссийский телеканал!Есче один секрет нападок на любую маломальскую оппозицию это грядущие выборы! Хотя у Россиян право авыбора отняли, все подставвное, как и все ветви власти продажные! В таком движение к всеобщей лжи и лицемерюю у России нет будущего!
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: ex_kuzneche
2006-12-16 05:36 pm
По другому никогда не было, по крайней мере в Мордовии. Малейшая оппозиция и все.
(Ответить) (Thread)
From: (Anonymous)
2006-12-16 08:03 pm

Так живем. Как выжить?

Благодарю администратора за размещенный материал. Он хорошо показывает политическую действительность в стране и положение независимых изданий в стране.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: vilkacis2006
2006-12-18 06:25 pm
В 1944 году, перед вторжением советских войск в Латвию, многие латыши (около 200 тысяч из 1,5 миллионов) покинули Латвию и в течение 50 лет жили в разных концах мира - в США, Австаралии, Канаде, Германии, Швеции, Великобритании.
Пока Латвия была под советской оккупацией и политикой руссификации, западные латыши создавали свои организации, школы, сохраняли язык, всё время напоминали миру о том, что в результате Второй мировой войны Советская Россия оккупировала Латвию и эта несправдливость всё ещё не устранена.
А после восстановления независимости Латвийской Республики многие западные латыши приехали в Латвию. Поскольку за 50 лет оккупации интелектуальный потенциал латышей был сильно уничтожен (не было ни военных, ни руководителей, ни бизнесменов, ни дипломатов), то западные латыши очень пригодились. Попав на многие руководящие посты, они смогли существенно повлиять на развитие латышского государства, приблизив его к западным ценностям.

Наблюдая за положением эрзян в России, мне порою кажется, что если бы наиболее активные эрзяне жили не в России, а за её пределами, то они смогли бы на много больше сделать для эрзянского народа. По крайней мере у них на западе не было бы никаких препятствий для деятельности по сохранению и развитию эрзянского языка, эрзянской культуры, да и эрзянского народа в целом.
Kогда придёт время Эрзянь Мастор, они могли бы ею управлять на основании приобретённого на западе опыта.
(Ответить) (Thread)
From: (Anonymous)
2006-12-18 07:44 pm
Да. Но беда эрзян, что Москва к нам гораздо ближе, чем Запад. Поддержки моральной даже нет. Запад продался за газ и нефть.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: vilkacis2006
2006-12-19 07:28 pm
Да, запад часто продаётся за сиюминутные удобства.

Однако, во-первых, запад всё-таки начинает понимать, что Россия не является демократическим государством и к демократии и другим западным ценностям ни чуть не стремится. Во многом такому пониманию способствуют восточно-европейские государства, испытавшие влияние российской "культуры" на собственной шкуре.

Во-вторых, не смотря на то, что многие на западе желают смотреть на мир через розовые очки и не замечать никаких проблем, всё-таки у этого незамечания имеются границы. Когда о каких-то проблемах говорится достаточно громко и достаточно обоснованно, тогда запад вынужден начинать замечать и то, что не совсем хочет замечать. А это вопрос доступности информации. Вопрос знания международного права, особенно прав человека, прав национальных меньшинств и тд.
Например, в Латвии права национальных меньшинств соблюдаются в большей степени, чем в других европейских государствах (например, у русских эмигрантов в Латвии на много больше прав и возможностей, чем у турецких эмигрантов в Германии), однако Россия всё время поднимает псевдопроблему "русскоязычного населения". Европейские организации время от времени вынуждены следовать своим правилам и ехать проверять ситуацию (типа как полиция выезжает на вызов). Приезжают, проверяют и плюются на Россию. Никто уже российские жалобы в серьёз не воспринимает. Однако формально на них обычно реагируют.
Таким же образом народы России могли бы жаловаться на своё положение в международные организации. Чем больше жалуются, тем большее внимание приобретают, а соответственно больше не смогут не замечать нарушений прав коренных народов в России, и будут вынуждены давить на Россию с целью улучшения положения.

Конечно, очень хорошо, если у российских народов были бы свои прямые или косвенные представители на западе. Это могут быть как сами живущие на западе эрзяне (татары, марийцы и тд.), так и западные политики, если с ними наладить отношения и доставку информации (например, депутаты Европарламента часто интересуются разными вопросами).
(Ответить) (Parent) (Thread)