Петрянь Андю (erzianj_jurnal) wrote,
Петрянь Андю
erzianj_jurnal

Category:

Очередная проверка «Эрзянь Мастор»

В конце октября сего года Прокуратура Республики Мордовия сделала Представление об устранении нарушений ч.2 ст.29 Конституции РФ и ст.ст.4,51 Закона РФ от 27.12.1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации», причин и условий, им способствующих». Проверяли газету «Эрзянь Мастор» Василий Кирдяшов, Николай Савкин, Юрий Мишанин и Наталия Десяева, все доктора наук, все профессора Мордовского госуниверситета, все, можно сказать , мокшане по национальности. Доклад написан не в благожелательном, а в предвзятом духе. К примеру, статью «Предательство и предатели» они сочли оскорбляющей руководителей Республики. Оскорбительного ничего нет. Это критика власти за то, что эрзя и мокша языки довели до предсмертельного состояния. Другой пример. Самое малейшее использование редакцией латинской графики названо «скрытой установкой против всего русского». Отнесены к провокационным рылеевские стихи. А стихи Лермонтова, Шевченко, Полежаева, Пушкина, высказывания Гоголя, Белинского? Они тоже подстрекательские? Им тоже следует вынести выговор? Или лучше вызвать в суд? Можно было список подобных измышлений продолжить, но, думается, достаточно и этого. Вместе с тем, в Представлении имеются и справедливые замечания. В частности, о более осторожном, даже строгом обращении с лексикой, речевыми оборотами, отдельными словами, более тщательно редактировать письма читателей. Замечания прокурора подобного рода будут обязательно учитываться в дальнейшем в нашей работе. Копии Представления высылали некоторым нашим читателям. источник: редакция газеты "Эрзянь Мастор"


Их отклики предлагаем вашему вниманию:

отклик 1 -"Топор занесен":

Когда где-либо (Грузия и др.) начинают давать сбои экономика и политика, руководство лихорадочно начинает искать виноватых в облике внутренних и внешних врагов. Ему необходимо отвлечь население от насущных проблем и успокоить видимостью активной работы верховную власть. При этом абсолютно исключаются признание собственной вины и отсутствие компетентности.

В Республике Мордовия и ПФО (приволжский федеральный округ) сейчас самая низкая зарплата и самая высокая цена на бензин. Что это означает в наши дни – комментировать и не надо. Вот чем закончились «10 лет созидания». Так называется знаменитая книга – альбом о современной Мордовии, в которой, кстати, слово эрзя встречается всего 2 раза!.. Вот эти самые эрзя со своей независимой газетой «Эрзянь Мастор» и стали объектом особого внимания. Дождавшись выхода изменений к Закону об экстремизме, прокуратура ударила угрозой закрытия газеты, по горстке мыслящей интеллигенции, которая осмелилась освещать трагедию крупнейшего в России финно-угорского народа Эрзи. Среди народов нашей страны по сокращению численности он стоит на первом месте. Прокуратуре РМ это хорошо известно, но почему об этом глухое молчание в «представлении»? Выходит, что такая ситуация – норма, желанная цель?

В своем «представлении» зам.прокурора Назаров М.А. перечислил признаки экстремизма, среди которых читаю «о пропаганде исключительности по признаку языковой принадлежности»! Но ведь об этом трубят все СМИ Мордовии! Речь идёт о носителях языка, на котором вещают эти самые СМИ. Это ли не проявление «исключительности»?!

В изданиях типа «Столица С» эрзяне вообще не упоминаются. Нас нигде нет. Вот почему после посещения г.Арзамас (Эрзямас), где в 1670-1671 гг. было казнено более 11 тысяч, в основном, эрзя, я написал статью «А где же мы?» Да, я не смог, испытав потрясение от увиденного, удержаться от резких выражений.

Если в Прибалтике начали якобы притеснять чужой для этих стран русский язык, то шум поднялся до Северного полюса – наступили на родную мозоль. А с эрзянским, являющейся языком коренного народа, можно делать, получается, что угодно.

Господин М.А.Назаров, Вы не знаете, для каких целей сразу два народа мордуются одним словом? У них сразу же отнимаются самоназвания, насильно навязывается привозная (из Византии) религия, полностью замалчивается история народов и неумолимо исчезает главное – язык. Вот я не смог выписать газету «Эрзянь правда». Она исчезла из всероссийского каталога. А ведь она — центральная газета Мордовии! Как это объяснить, блюстители закона? Или вас это не касается?

Вряд ли назначенное «исследование» обошлось без М.Мосина. Старый испытанный чиновничий прием: поручить разобраться тем, кого обличают и кто мечтает отомстить.

Вам, конечно, не приходилось определять «смысловую направленность» протоколов мосинского «межрегионального Исполкома…» Только протоколов, ибо дальше них дело не идет. Поручите провести такой анализ нам. Вот это будет честно. А почему членами «иссследовательской» комиссии были только «исключительно» мокшане? Это ли не разжигание пресловутой национальной розни? Вот они: Мишанин Юрий, Савкин Николай, Кирдяшов Василий и Наталия Десяева – жена мокшанина, главы мордовского ТВ.

Случайностью тут не пахнет. А Мосин и его штат в состоянии защитить себя сами, но крыть им нечем и они трусливо молчат, надеясь на власть. Ведь они «трудятся» на неё и финансируются ею. Ни одному прокурору ведь не пришло в голову проверить: во сколько миллионов народных денег обошелся лишь один круиз на теплоходе «Волга-река мира»? Вот вам бессмысленная «направленность» мосинско-чиновничьего мордовского движения. Увеселительная прогулка на казенный счет называется официально оформленным казнокрадством. Вам ли это не знать! Наши резкие высказывания раскрывают суть творимого за государственный счёт. А как обозначить мягкими словами власть, её носителей и карманную профессуру, если за «10 лет созидания» в Мордовии во имя «возрождения» разрушены и исчезли:

1) комплекс зданий, в которых была сконцентрирована культура и искусство Эрзи и Мокши;

2) запрещена телестудия «Сияжар»;

3) не без ведома Василия Кадакина, министра образования Мордовии продолжается, можно сказать, запрещение преподавания Эрзя и Мокша языков в Мордовии;

4) унижается и преследуется А.М.Шаронов – создатель эпоса «Масторава»;

5) разгон демонстрантов с плакатами «Эрзянь кель – в школы!» во время проведения 4-го мордовского съезда;

6) полное замалчивание Правительством и прокуратурой неоднократных заявлений председателя Фонда спасения эрзянского языка Г.Д.Мусалёва о творимых деяниях;

7) до сих пор нет, к большему стыду, полноценного учебника истории народов Эрзи и Мокши. Взамен Н.Мокшиным было придумано «500-летие добровольного вхождения мордвы в Россию», закончившееся «1000-летием (!) вхождения». Кто-нибудь подсчитает стоимость этих «праздников»? Счетная Палата?

8) физическое преследование Мусалева Г.Д. и Четвергова Е.В., тайно санкционированное властью;

Список этот огромен. Его нельзя выдумать. Любая выдумка бледнеет перед реальностью.

Русская поговорка гласит: «Привозной да чужой бог хуж своего лешего». В поговорках всегда заложен глубокий смысл и опыт поколений. Сионский Иисус транзитом через Византию оказался на Руси. Любая чужая религия насаждается насильственно. Русские боги были повержены, а потом настала очередь «инородцев»… После 1671 года началась тотальная христианизация мокшан и эрзян. Факт хрестоматийный. В нашей стране церковь отделена от государства. Из каких тогда побуждений служитель Фемиды встал на защиту «униженных христиан»? Разве мы взрываем церкви? Этим занимались антихристы – коммунисты… Кто кого унизил, отнимая поклонение Солнцу, историю народа, его язык и культуру, даже личные имена?!

В моём Похвистневском районе примерно 9 тысяч эрзян и только четверо (!) умеют писать на материнском языке. Это ли не погружение во тьму? В северной Америке индейцы были загнаны в резервации. А для нас даже этого нет! После 1670 года, когда живьём была сожжена Олёна Эрзямасская и четвертован Акай Боляй, нас рассеяли по всей «Святой Руси» и моим предкам пришлось осваивать дикое Заволжье. Но и здесь нас настигли попы и всё-таки навесили кресты… Для убедительности можете прочитать поэму Дмитрия Морского «Нувази». Вот мы и прозябаем в состоянии непрерывного аффекта. Вы юрист и знаете, что это такое.

Некоторые тезисы Вашего «представления» буквально списаны из передовиц газеты «Правда» 1937 года. «Творческое наследие» прокурора Вышинского востребовано до сих пор… Так кто и кому угрожает расправой?

Цитирую дальше: «Этноним «мордва» используется в летописях с VI века для названия единого народа. Данная точка зрения (!) выражена и в книге «Народы России». А потомки этих летописцев используют уже производные слова от этого «названия»: мордовать, мордоворот, мордобой, измордованный и т.д. Вот так и используют, забыв про мокшан и эрзян, языки которых сходны примерно в той же степени, как украинский и русский. Я не хочу быть замордованным этим ярлыком.

Читаем дальше: «это не что иное, как политическая провокация (!), направленная на дестабилизацию обстановки в регионе». Вот и обнажилась основная суть «представления»! Придется повторить ещё раз. Дестабилизируют обстановку самая низкая зарплата в ПФО и самая высокая цена на бензин. Это – аксиома. У газеты «Эрзянь Мастор» бензоколонок нет и на уровень зарплаты её создатели влияния не оказывают из-за отсутствия таковой. Выходит, два старика (65 и 72 лет) и горстка людей, рассеянных на огромной территории, стали причиной катастрофического лингвистического кризиса…в Мордовии, да ещё после «10 лет созидания»!

Такое даже Берии не пришло бы в голову! А вы не отослали сей «отчет» Генеральному Прокурору РФ? Вы «обнаружили» «виновников» в самом центре Саранска, буквально под боком у себя… Москва-то как на это посмотрит. Да и не надо забывать, что Н.Меркушкин, поговаривают, стремится на московские хлеба, а тут такое…

Я полностью согласен с декларативными требованиями журналисткой этики, но за что же тогда в демократической России подло убили журналистку высочайшего класса Политковскую? Она тоже кого-то обидела? Или за нарушение этики? И если мы в результате всех «благ» потеряли даже свое имя, то указанная резкость наших публикаций вполне объяснима. К тому же, среди нас нет ни одного журналиста профессионала.

О русском языке. Мы им владеем в той степени, когда не требуется анализировать стиль и грамматические ошибки. Преклоняясь пред истинным русским языком классиков, я стал переводить на эрзянский язык Пушкина, Лермонтова, Есенина. Прекрасный русский язык остро нуждается в защите. Сколько раз я писал об этом! И его надо спасать от примитива, мата, жаргона и особенно от губительного наплыва иностранных слов. Если уж градоначальника тупо назвали мэром, то что ждать дальше.

Как школьный учитель я Вам советую прочитать книгу А.Юрченкова «Хронограф» и Вам очень многое станет известно, будут понятны истоки нашего «экстремизма». Да только ли Юрченкова? О национальной розни писали Лев Толстой, Михаил Лермонтов, Тарас Шевченко, Александр Полежаев… А разве выражения Николая Гоголя «Россия славится дураками» не говорит о национальной исключительности? Может и их, классиков, заодно на суд присяжных? И тогда не придется прибегать к помощи услужливых, заинтересованных экспертов для выяснения «смысловой направленности».
Осипов А.Г., учитель,член Исполкома Конгресса эрзян

отклик 2 -"Почему мокшанскими руками власть решила опорочить эрзянскую газету «Эрзянь Мастор»?

Дорогие братья мокшане. Сразу оговорюсь, что заголовок этой заметки мог бы быть другим. Но в состав группы, давшей заключение, что в деятельности газеты «Эрзянь Мастор» выявлены «признаки экстремизма», входят товарищи Юрий Мишанин, Николай Савкин, Василий Кирдяшов, известные люди, представители братского мокшанского народа, самого близкого к Эрзе по языку, культуре и территориально из всех финно-угорских народов. Если бы названные лица были эрзянами, или представителями других народов, то и заголовок был бы другим.
История, как известно, не терпит сослагательного наклонения. Поэтому наступили времена, когда мокшане решают судьбу газеты эрзянского народа. Радует, что в этой комиссии нет ни одного эрзи. Так распорядилась власть, создавшая эту комиссию и по результатам её работы известившая редактора Е. Четвергова, что «деятельность данного средства массовой информации может быть прекращена в установленном … порядке».

Так почему же мокшанскими руками хотят вычеркнуть из списка газет эрзянскую «Эрзянь Мастор», единственную, дающую достоверную информацию?

Об этом, мне представляется, должны задуматься прежде всего сами мокшане. Почитать и проанализировать те же номера газеты, которые изучались выше названными товарищами. И не только те же, но и другие тоже. Оценить то, что среди эрзянского народа не нашлось ни одного человека, пожелавшего участвовать в работе этой комиссии.

Власти, и действительно ли мокшанам и русским мешает существование единственной эрзянской независимой газеты? Если мокшанам, то участие мокшан в этой комиссии понятно. Но чем может мешать газета, выступающая за сохранение мокшанского языка и самого мокшанского народа? Если она мешает русскому или другому какому-либо народу, то, может, стоит обсудить эту проблему за круглым столом с представителями этого народа? Ведь запретом газет проблемы всегда загонялись только в тупик. Это подтверждает вся уже давнишняя история Российской империи и вся недавняя история СССР. Мне, кажется, власти уже давно следовало бы пойти именно этим путём, путём совместного обсуждения проблем, поднимаемых газетой «Эрзянь Мастор», а не путём создания преград её деятельности.

Намерения власти не могут быть не серьёзными. Закрытие эрзянской газеты – это сильнейший удар по эрзянскому народу. А изданий-то у него всего-то четыре! А независимая – одна единственная «Эрзянь Мастор»…

Если власть не желает вести диалог с оппозиционной ей газетой, ведёт дело к её закрытию, то, может быть, пора самой газете, её редактору собрать «круглый стол» с представителями русского, мокшанского и других народов, представителями власти, чтобы обсудить и проблемы, и характер публикаций газеты? Тогда было бы понятней, в чём, действительно, газета «перегнула», а в чём и власть «перегибает». Да и опубликовать материалы такой дискуссии. Да и не только в «Эрзянь Мастор».

Моя работа связана с книгами и периодической печатью. Сколько литературы издаётся массовыми тиражами, в которых превозносится положение, история, культура «государствообразующей» нации! И либо ничего, либо мельком об истории, культуре сотен других «негосударсвообразующих» наций страны в учебниках и массе других изданий. И нет нигде комиссий по оценке этих публикаций! Мордовская прокуратура комиссия это что, феномен? Или реликт сталинских времён? Чем не тема для круглого стола в редакции «Эрзянь Мастор»?
Эрюш Вежай, член Совета возрождения, эрзянского и мокшанского народов
Tags: Эрзянь кулянь пачтямопельть (эрз. СМИ), мокша, эрзя
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments