Петрянь Андю (erzianj_jurnal) wrote,
Петрянь Андю
erzianj_jurnal

Category:

МУРЗЫ - это эрзяне прожива(ющие)вщие в Пензенской области?

Давно известны несколько этноподразделений мордовского суперэтноса (прим. - это мнение автора статьи - В.Первушкина. Наше мнение вы неоднократно читали в Эрзянь журнале). Самые крупные — эрзя и мокша— являются отдельными народами (этносами). Говорят на родственных, но достаточно далеких друг от друга языках. Редкий эрзянин поймет мокшанина. Относительно далеки они между собой и в расовом отношении. В «Алфавитном перечне национальностей... для... Всероссийской переписи населения 2002 г.» Госкомстата РФ предложено девять вариантов ответа мордвы на вопрос о национальности:
«каратаи, мокша, мордва, мордва-мокша, мордва-эрзя, мордвины, мордовцы, терюхане, эрзя».

Но кроме перечисленных групп мордвы существует еще одна, до сих пор не учтенная — мурзы, которых в нашей области (Пнезенской - прим.) в разных населенных пунктах более тысячи. Вероятно, они есть и в пограничных районах Ульяновской области и, возможно, в Мордовии.

О названии «мурзы» в первой четверти прошлого века писали некоторые пензенские краеведы. Однако они не считали его названием народа, а думали, что так прозывается группа эрзян, жителей села Вышелей Городи-щенского уезда (ныне район), предки которых во времена Московского царства были служилыми людьми.
Действительно, большинство вышелейцев происходят от мордовских князей и мурз. Постепенно их былое социальное обозначение превратилось в этноним (название народа), как у казаков.


«Алфавитный перечень...» — беспрецедентно большой для российской статистики список народов. Правительство заинтересовано в реализации представителями всех этнических групп, вплоть до мельчайших, своего конституционного права на национальное самоотождествление. Нынешняя статистическая кампания сравнима лишь с Всесоюзной переписью 1926 г., которая в отличие от подобных дореволюционных и советских мероприятий наиболее полно, объективно показала национальный состав страны. С 1930-х гг. в советской этнографии и статистике под давлением идеологии и политики практиковалось научно необоснованное укрупнение этносов.

Но и сейчас не все соотечественники успели получить свое место в утвержденном 2 сентября 2002 года перечне народов России. Сознавая это, российское руководство готово совершенствовать официальную номенклатуру народов страны. Так, 22 сентября состоялось правительственное постановление о признании казаков в качестве особой этнической группы. Впрочем, независимо от официального перечня народов каждый был волен в бланке нынешней переписи указать любую национальность по своему усмотрению. Этническое самосознание, внешне проявляющееся как этническое самоназвание, базируется на оригинальном стереотипе поведения этнической общности, который у мурз ярко выражен.

Поведение мурз нередко кажется абсурдным большинству представителей бывшего советского суперэтноса: мурзы очень требовательны к соблюдению прав собственности, частная ли она, колхозная или государственная. Окрестное население, не считающее зазорным приворовывать в колхозах и у казны, недолюбливает мурз, активно препятствующих недобросовестному завладению имуществом. По словам соседних жителей, от эрзян и мокшан мурзы отличаются повышенными справедливостью, трудолюбием, мастеро-витостью, предприимчивостью, стремлением к лидерству (Хотелось бы поспорить, что у эрзян и мокшан эти качества не развиты*- прим. П.А.). Например, до революции в Вышелейской волости, населенной также эрзей и русскими, на казенных должностях (в частности, в лесной страже) и в волостной администрации преобладали именно мурзы. Мурзы говорят на особом диалекте эрзянского языка. Диалект отличается лексическим своеобразием, прежде всего обильными заимствованиями из русского языка, так как в XVI — начале XVIII века мурзы находились в тесном взаимодействии с русскими служилыми людьми, охраняя край и участвуя в ближних и дальних походах (взятие Казани, Ливонская война, сражения с польско-литовскими войсками и другие кампании). Английский инженер Джон Перри, возглавивший в конце 1690-х годов попытку создания Волго-Донского канала, с уважением отзывался о состоящих преимущественно из мурз мордовских конниках-помещиках, джентльменах, как он их называл, охранявших строителей от набегов кубанцев.

До переписи мы умышленно не афишировали наш взгляд на мордву-мурз. Нас интересовало, в состоянии ли этот этнос в оптимальных для национального самоутверждения условиях нынешней переписи заявить о себе на официальном уровне, как, например, это сделали получившие в позапрошлом году статус малых народов, нагайбаки и бесермяне. Досадно, если мурзы, продолжая держать свое этническое самосознание для, так сказать, домашнего обихода, опять окажутся записанными мордвой или, как в 1926 году, эрзей.
Тогда они упустят шанс получить официальный статус малого народа, а добиться его после опубликования итогов переписи будет гораздо сложнее. Статус же этот заманчив: дотации, освобождение от воинской службы, гарантированное поступление в учебные заведения и другие льготы.
Вадим ПЕРВУШКИН, «Пензенская правда», № 48, 26 ноября 2002 г.

Как только не пытаються назвать народы, но только не своим исконным именем! Такие звучные и красивые народы как эрзя, мокша, шокша, мурзы... и такие ЯРЛЫКИ мордва, мордвины, мордовцы... так и хочется после этого назвать русских руссковцами, руссинами, руссинцами, а почему нет-то, вполне звучно ведь?! Вам можно нас кликать, а нам нет... задумайтесь об этом.
Tags: мокша, мурзы, перепись, эрзя
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments