?

Log in

No account? Create an account
Эрзянский обрядовый праздник Раськень Озкс глазами чуваша - Erzianj Jurnal [entries|archive|friends|userinfo]
Петрянь Андю

[ Эрзянь лопа | Erzianj Jurnal from Petrjanj Andju ]
[ эсьтедень | обо мне ]
[ сёрмадкспарго | архив ]

Эрзянский обрядовый праздник Раськень Озкс глазами чуваша [июл. 24, 2007|11:07 am]
Петрянь Андю
[Tags|, , , , , , , , ]

У финно-угорских народов России с 1999 года возродился замечательный эрзянский обрядовый праздник Раськень Озкс. В 2007 году он состоялся 14 июля, во вторую субботу июля, как и в 1999 и 2004 г.г, на эрзянском кургане вблизи с.Чукалы Больше-Игнатовского района Мордовии.


Место выбрано не случайно, по рассказам старейшин на этом месте захоронены около 11 тысяч воинов: эрзян, марийцев, чуваш, удмуртов после битвы с ногайцами. Братская могила выполнена в виде кургана, под курганом каменный саркофаг с останками, поговаривают на нем имеются старинные надписи, но узнать суть надписей мне пока не удалось. Озкс здесь проводился до 1629 года, затем был запрещен царским указом. «Раськень Озкс» можно на русский язык перевести, как народное (родовое) моление. По-эрзянски «раське» - народ, родня, «озномс»- молиться, «озкс» – моление. Кроме молений предкам и самого праздника, на Раськень Озкс эрзяне решают текущие вопросы всех эрзян и планируют перспективное развитие этноса.

Ландшафт места проведения «Раськень Озкс» представляет из себя ложбину вдоль речушки с небольшим лесочком. Трава в ложбине выкошена в виде 2-х полянок:



Большая поляна для торжества молений и гуляний, малая поляна (на другом берегу речушки через мосток от большой) для торжественного обеда, на котором после молений каждому предлагается суп с мясом жертвенного быка.



С восходом солнца из села приводят жертвенного быка, торжественно украшенного цветами. Я приехал на место молений около 5 часов утра и бык уже был заколот, сам процесс наблюдать мне не удалось, да и из стари процесс жертвоприношения он был не доступен всем желающим. К моему приходу на малой поляне уже начали свежевать заколотого особым способом и раскладывать по правому периметру малой поляны треноги с котлами для варки супа. Всего, я насчитал 30 котлов. Для растопки костров привезли целую машину дров. Быка свежевали мужчины, как мне сказали специально назначенные для этого Инязором, а мясо варили женщины.

С 2-х сторон большой поляны располагаются холмы высотой около 5 метров, в центре большой поляны расположен курган с братской могилой и Маар.



По-эрзянски «маар»- это курган (холм), который на протяжении многих веков насыпается эрзянами во время проведения Озкса. Горсть земли привозится каждым эрзянином с места проживания. Так как моя жена эрзянка, то я привез пакет чернозёма из сада тёщи, которая проживала на одной улице с домом, где я родился…


На вершине Маара на деревянном пьедестале располагается восковая священная свеча -Эрзянь Штатол. Для изготовления Штатола применяется только пчелиный воск, который собирается всеми эрзянами между проведениями Озкса.




Мне рассказывала бабушка, что по преданию пчелиный воск применяется, как знак благодарности пчеле, которая обещала Богу, плодится каждый день и выполнила свое обещание. Я видел, как приехали на автобусе эрзяне из Самарской области и привезли воск для изготовления Штатола следующего Озкса. Размеры Штатола можно увидеть на фото… По тексту будут встречаться официальные эрзянские названия я буду их помещать в скобках.



Оглядев место проведения Раськень Озкс можно предположить, что Советом Старейшин Эрзян (Эрзянь Атянь Эзем) проведена огромнейшая организационная работа.

Эрзянь Атянь Эзем является высшим постоянным представительным общественным органом эрзянского народа, действующим в период между Раськень Озкс. Сессии Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Эрзянь Атянь Эзем формируется путём выдвижения Старейшин из эрзянских поселений сёл, городов и общественных организаций на соответствующих собраниях (промксах) из наиболее авторитетных и известных общественной деятельностью людей, идентифицирующих себя как ЭРЗЯ, признающих и поддерживающих Декларацию «Об официальном названии эрзянского народа».




До начала молений действующий Великий Царь Эрзян (Эрзянь Инязоро) Мусалёв Григорий Дмитриевич (Кшуманцянь Пиргуж) созвал на холме, напротив Маара Совет Старейшин Эрзян. Организационно это выглядит просто: на холме установлены полукругом деревянные скамейки, на которых усаживаются представители регионов компактного проживания эрзян. Отсюда эрзянское название Совета - Эрзянь Атянь Эзем, что означает Скамья Старейшин Эрзян. Он напомнил, что Эрзянь Инязоро - выборная должность и на этом Раськень Озкс необходимо вновь провести выборы. С согласия Старейшин Инязор Пиргуж попросил провести перевыборы своих заместителей - Эрзянь Чирязов - Ерюшова Б.А (Эрюш Вежай) и Четвергова Е.В. (Нуянь Видяз). Эрзянское «чиряз» - князь.
Выборы проводятся абсолютно демократично. Эрюш Вежай, известный эрзянский поэт и писатель, начал готовить процедуру выборов. Он назначил из Совета Старейшин ответственных за подсчет голосов, мне поручил быть независимым наблюдателем за выборами от чувашского народа. Эрюш Вежай, также кратко напомнил Старейшинам, что им будут розданы чистые листы бумаги, в которых они смогут написать фамилию или имя нового Эрзянь Инязоро, сложить лист пополам и передать его ответственным за подсчет голосов. Всё происходит перед глазами, подлог практически невозможен, бумага роздана и Старейшины передают уже заполненные бумажки. После подсчёта голосов, 15-ю голосами «За» и одним «Против» на должность Эрзянь Инязоро переизберается вновь - Мусалёв Григорий Дмитриевич (Кшуманцянь Пиргуж). Он даёт согласие исполнять эту должность, произносит краткую речь с благодарностью и словами верности Эрзя народу. С этого момента прежний Совет Старейшин Эрзян считается распущенным и Кшуманцянь Пиргуж приступает к назначению нового Эрзянь Атянь Эзем.




Вначале назначаются два заместителя Инязора (Эрзянь Чиряз): Эрюш Вежай и Нуянь Видяз, затем Чирязы регионов проживания эрзян, в том числе один Чиряз на всю заграничную диаспору эрзян. В процессе назначений Старейшины предлагают Инязоро внести изменения в составе Совета Старейшин. Таким образом было одобрено предложение ввести дополнительно должность Чиряз г. Самары в помощь действующему Чиряз Самарской области, т.к. там компактно проживают очень много эрзян, и одному в городе и по области должным образом организовать работу порой трудно.



После окончания выборов Великий Царь Эрзян (Эрзянь Инязоро) Кшуманцянь Пиргуж приглашает всех присутствующих принять активное участие в главной части Раськень Озкс – молению.
Чуточку меня омрачило то, что администрация Мордовии посчитала возможным совместить обрядовый праздник Раськень Озкс с народными гуляньями, начали крутить музыку на русском языке, затем к микрофону на трибуне вышли всевозможные чиновники и начали произносить номенклатурные благодарственные речи руководителям Мордовии всех уровней за то, что такой праздник стал возможным…



Благодаря решительной речи Эрзянь Инязоро древняя процедура проведения Раськень Озкс была восстановлена, эрзяне быстро собрались вокруг Маара со Штатолом. Эрзянь Инязоро находится на пьедестале Штатол, в руках деревянный посох Цётмар. От малой поляны, где был принесен в жертву бык, к Маару движется процессия: женщина ведущая моление - Озава с братиной в руках – Яндава -родовая посуда. Внутри Яндава горит малая родовая свеча (штатол). За ней идут известный не только в Эрзянь Мастор, но и далеко за рубежом – фольклорный ансамбль «Торама» и театрализованная группа народных героев Эрзянь Мастор. Слышится пронзительный голос трубы Торама Инязора Тюшти… Озва и её помощники поднимаются на Маар к Штатол и поздравляет всех присутствующих и приглашает старейшин принять участие в зажжении Штатол.



Одному из Старейшин – Лауреату премии Фонда спасения эрзянского языка в 2007 году им. Анатолия Рябова Гайнинькай Пичай, - поручается право от родовой свечи зажечь Эрзянь Штатол – символ объединения эрзянского народа, надежды на процветание и воли к счастливой жизни. Старейшина поднимается по стремянке на вершину и от родовой свечи зажигает огромное пламя Эрзянь Штатол, раздаются возгласы одобрения и радости присутствующих. Озава предлагает собравшимся повторять за ней жесты и слова, приподняв руки ладонями к небу, обращается с молитвой к Инешкипазу - Великому Создателю. Текст молитвы произноситься построчно, каждая строка за Озава повторяется присутствующими.

Инешкипаз, Вере Чипаз!
Тон, марицясь, кода тикше касы,
Тон, неицясь, кода пеште панжи,
Неемизь, марямизь!
Сюконятано пильгезэть,
Пшкадтяно валдо оймезэть,
Верев кепедьсынек кеденек,
Масторов нолдасынек сюкпрянок.
Ознотано эрицянок кис,
Ознотано раськенек кис,
Энялдтано эйденек кис,
Паксясо видезенть кис,
Кардазсо ракшанок кис.
Инешкипаз! Макст тенек
Сэтьме, лембе пиземеть,
Валдо, маней чить,
Чачост-касост сюронок,
Касост-кепедевест тяканок,
Раштыцят улест аванок.
Макст Масторонтень ладямо,
Вейке-вейкень вечкема.
Лисьмакс парот лисезэ,
Леекс эрьметь чудезэ,
Кенкшпряваяк совазо,
Кенкшалгаяк ютазо.
Минь Тонеть - Шумбра кши!
Тон миненек - шумбрачи!
Паз, чангодть! Паз, чангодть!
Паз, чангодть!


Великий Создатель, Всевышний
Солнцебог!
Ты, слышащий, как растет трава,
Ты, видящий, как цветёт орех,
Увидь нас, услышь нас!
Кланяемся Тебе в ноги,
Обращаемся к Твоей светлой душе,
Вверх поднимаем руки,
К земле отпускаем поклоны,
Молимся за людей наших,
Молимся за народ и родственников наших,
Просим за детей наших,
За посевы в поле,
За скот во дворах.
Великий Создатель! Дай нам Тихих, теплых дождей,
Светлых, солнечных дней,
Да уродятся хлеба,
Да вырастут-поднимутся дети,
Да плодовитыми будут наши женщины.
Дай Земле мира ,
Любви друг к другу.
Пусть родником истекает Твое добро,
Пусть рекой течёт всякая Твоя помощь,
Чтоб и над дверью входила,
Чтоб и под дверью проникала.
Мы Тебе - Хлеб Почтения!
Ты нам - здоровья!

Боже, даруй благоденствие!
Боже, даруй благоденствие!
Боже, даруй благоденствие!

Эрзяне верят, что после этих молитв на Озкс прибудут души предков и будут праздновать Раськень Озкс вместе с ними. Затем произноситься молитва одним из Старейшин, посвященная предкам.

Эрзянь покшт, покштинеть,
Покштянь покшавинеть!
Сырк мерезэ, покштинеть,
Матразь-оймазь киськиненк,
Кепсть мерезэ, бабинеть,
Раужо човаля модыненк.
Вана тердтядызь Озксов
Кши-салонок варчамо,
Пурень-брагань корштамо.
Ашо кедьсэ панинек,
Шожда мельсэ пидинек.
Садо ваксозонок, ё
Човоряводо юткозонок,
Начтынк коське турвиненк,
Пештинк вачонь пекиненк,
Таньшкавтынк сэпей кургиненк.
Кинь лемезэ кундави,
Кинь лемезэ стувтови,
Илядо кежиявто,
Илядо ордашкале.
Весе тынь - седейсэнек,
Весе тынь - минек верьсэ.
Минь тынк эйстэ лисинек,
Минь тыненк велявттано.
Садо, весе садо!
Илязт уле ве ёндо ваныцят,
Илязт уле сельмень сявадыцят.
Пачкодезэ, молезэ!
Паз, чангодть!


Эрзянские праотцы-прадеды,
Праматери праотцов!
Пусть вздрогнет, прадеды,
Ваша сдавленно-спокойная кожа,
Пусть подымется, праматери,
На чёрный бисер похожая земля ваша.
Вот приглашаем вас на Озкс
Попробовать хлеба-соли,
Испить пуре и браги.
Белыми (т.е. чистыми) руками стряпали,
С лёгкими помыслами варили.
Придите к нам,
Смешайтесь с нами,
Намочите сухие губы ваши,
Наполните пустые желудки.
Подсластите горькие рты.
Чьё имя вспомнится,
Чьё имя запамятуется,
Не обижайтесь,
Не сердитесь.
Все вы - в наших сердцах,
Все вы - в нашей крови.
Мы от вас произошли,
Мы к вам вернёмся.
Придите, все придите!
Пусть не будет со стороны глядящих,
Пусть не будет завидующих.
Пусть идет-дойдет до всех!
Боже, даруй благоденствие!




Моления продолжаются театрализованным представлением Явление Великих (Инетнень Ютамост), Озава приглашает к Штатол древнего царя эрзян Тюштю, она представляет его словами: «Веко-вечную жизнь царю Тюште!» - «Пингеде-пингес Эрзянь Инязорне Тюштяне эрямо».

К Штатол поднимается артист, одетый в старинные доспехи и мечом в руках - это легендарный Царь эрзян Тюштя. Из глубины веков он приветствует современных эрзян, кратко говорит, что он сделал для эрзянского народа и что нужно делать потомкам.



Озава последовательно приглашает к Штатол Великих Царей (Инязоро) древности: Пургаз, Алабуга, Баюш…. Затем приглашаются древние воины, участвовавшие в битвах за независимость эрзян: Боляень Акай, Эрзямассонь Олёна, Василень Несмеян, Алексеень Кузьма. Действие продолжают герои современности, в чьих жилах имеется эрзянская кровь: Рябов Анатолий, Чапаев Василий, Степан Эрьзя, Артур Моро, Люлякина Серафима, Надькин Дмитрий, Йовлань Оло… Все они повествуют потомкам за что боролись и от чего погибли. Этим действием (Явление Великих) эрзяне выстраивают в единое целое все поколения – Эрзянь Раське.



Действие продолжает шествием вокруг Маара по ходу солнца лошади с запряженной сохой - Обряд обведения черты вокруг Маара. По мифу эрзян, лошадь была подарена Эрзе Богом - Инешкипазом. Лошадь, как считают эрзяне, символ трудолюбия и его причисляют к священным животным. Лошадь темного цвета, очень спокойно прошла по кругу, хотя много людей фотографировали её беспрестанно.

Лошадь под уздцы ведет Чиряз Эрюш Вежай, сошники приподняты над землёй пахарем. Круг, очерченный сохой вокруг Маара – символ бесконечности пути Инешкипаза и самой Жизни, созданной Им.



За сохой Озава организует вереницу эрзян, которые проходят по кругу и высыпают вдоль подошвы Маара, землю – начался обряд рассева привезенной с собой земли на Маар. Когда все желающие высыпали землю на Маар, Озава собирает длинную цепочку из взявшихся за руки эрзян, которая растягивается вокруг всей большой поляны.

Играет музыка и поется песня «Вирев молян» («Пойду в лес»). Затем вереница из людей начинает скручиваться в тугую спираль в центре поляны вокруг Озавы, воздав руки к небу произносятся радостные возгласы и спираль медленно распадается, эрзяне начинают собираться на курган к Скамье Старейшин (Атянь Эзем). Скамья старейшин – это расположенные в 2-3 ряда по 3-4 скамьи, куда усаживаются Совет Старейшин и все известные эрзяне. На Атянь Эзем обсуждаются все важные политические и социальные вопросы, проводятся награждения заслуженных эрзян. Параллельно с Атянь Эзем проводятся различные спортивные состязания и развлекательные конкурсы.Были проведены спортивные состязания, как традиционно эрзянские: метание топора, поднятие бревна, борьба на песке, так и по гирьевому спорту. Самый сильный эрзянин – Дригань Толай из Самарской области поднял гирю 32 кг более 90 раз! Были организованы торговые точки и ларьки с эрзянскими народными промыслами.






Хорошей традицией стало проведение конкурса «Руця». Руця - это верхняя женская эрзянская одежда, очень красочная… Конкурс проводится фондом «Руця», победители награждаются значительными денежными призами – до 30 тыс.р. Здесь огромную работу проводит Чиряз Эрюш Вежай, он же великолепно провел конкурс и награждение.


Дело в том, что я не знал, что Инязор пригласил на праздник представителей этнических традиционных религий, в том числе: чуваш, мари, удмуртов. Делегация приехала на 2-х автомобилях немного опоздав, практически успели только к Атянь Эзем.

Когда моления закончились, начался короткий дождь, и я пережидал окончание дождя под древом. Дождь утих, и я увидел на кургане возле Атянь Эзем человека в чувашском халате, я поспешил туда и увидел писателя Кибеч и Федора Мадурова. Поздоровался и представился по-чувашски. Они также тепло приветствовали и меня. И тут, о неожиданность…, появился Николай (Admin chuvash.org) со своим супер фотоаппаратом. Я был чрезвычайно рад, прямо какое-то чудо: на Раськень Озкс смог познакомиться со всеми виртуальными знакомыми. К сожалению, подробно поговорить не удалось, чувашская делегация получила приглашение выступить на Атянь Эзем. Выступили Ф.Мадуров и Кибеч, который подарил Инязору и 2-м его помощникам Чирязам свою книгу молитв. В ответ Инязор подарил им большую книгу по истории эрзян. Интересное предложение высказал Ф.Мадуров: утверждая, что язык это главная часть в сохранении этносов, он предложил обратиться от сообщества эрзян, чуваш, марийцев, удмуртов к правительству России с предложением уже с 1 сентября этого года во всех школах, где компактно проживают этнические группы, проводить уроки трудового воспитания и физической культуры на языках этих этносов. Эти предметы не нуждаются в сложных методических пособиях, достаточно принять на работу (поручить из имеющихся) учителя со знанием этого языка. Хороший шаг! Далее выступали представители марийцев, удмуртов, эстонцев, американцев и русских. Русские – корреспонденты радио и телевидения России, много снимали и брали интервью, не знаю можно ли будет что-то из этого увидеть по телевидению?



В заключении Инязор Пиргуж отметил, что с ни одним народом Мира у эрзян нет конфронтаций, очень лестно отзывался он о русском языке, благодаря которому сейчас он общается с представителями других народов России. Самое для меня непонятное то, что я не видел там представителей мокшан – самых близких к эрзянам по языковой группе народ? Меня информировали, чтобы приглашения им были разосланы…

Не могу не познакомить Вас с Князем (Чиряз) эрзян Чувашии Николаем Виняевым (Миколь). Великий Князь Эрзян (Эрзянь Инязоро) на Совете Старейшин при назначении его на эту должность тепло отозвался о его работе с эрзянами в Чувашии, по-отцовски представил его как «молодой Старейшина». Живет и работает в г. Алатырь ( г.Ратор по-эрзянски). Он очень хорошо отзывался о руководстве Чувашии в контексте молодежной политики, хвалил поп. музыку на чувашском языке. По его мнению поп. музыка на этнических языках способствует поднятию интереса у молодежи к родному языку.
Миколь информировал, что сейчас он всемерно поддерживает и продвигает в Чувашии развитие поп.музыки на эрзянском языке, есть молодые перспективные эрзянские певцы . Один диск с эрзянской поп.музыкой я купил, будет интерес смогу разместить у нас на форуме.

Когда все проблемы были обсуждены и приняты решения, Инязор Пиргуж всех приглашает на совместную трапезу на малую поляну, где уже сварен в 30-ти котлах суп с мясом жертвенного быка. Всем эрзянам было заранее сообщено, чтобы приносили с собой свою посуду и ложки для трапезы, для нас гостей, приготовили одноразовую посуду.
Желающие могли принять трапезу на лугу или за столами, в каждую миску обязательно положили кусок мяса. Желающим разносили и предлагали продегустировать эрзянский квас- поза или более крепкий напиток - пуре, похожий на бражку…


Флаг эрзянского народа (Раськень Коцт) трехцветный: чёрный –земля(Масторава), красный - цвет крови и огня- символ жизни на земле, белый - Божественность, священность(Тоначи). Внизу под флагом божественные символы: восьмиконечная звезда и цвета флага, в центре символ древа жизни.



Если бы был, и надеюсь вскоре будет такой обрядовый праздник в Чувашии для чуваш, я приезжал бы обязательно. Теперь я понимаю эрзян, специально приехавших на один день из Германии на этот Великий праздник – Эрзянь Раськень Озкс...

© Тимĕрке Митяй,
специально для «Эрзянь Раськень Вальма»

СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: va_kul
2007-07-24 11:49 am
Тимĕрке Митяй, Андю-ялгай - сюкпря!

Разместил на портале Kominarod.Ru: http://www.kominarod.ru/gazeta/papers/paper_1394.html
Пусть все финно-угры ознакомятся с великим эрзянским праздником Раскень Озкс!

Андю, ты еще снимал ведь? Попозже будут еще фотки?.. Интервью?..
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: erzianj_jurnal
2007-07-24 06:45 pm
Вакуль у меня накрылся book,- полетела материнка, поэтому пока вопрос открыт остается.
я напишу вскоре на эрзянском статью. фотки есть еще, а также Руслан Моро снимал!!!

поживе увидем
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
(Удалённый комментарий)
From: (Anonymous)
2007-07-26 07:44 pm

Re: эрзя в степях Украины

Спасибо эрзянскому Солнышку в Украине!
От Самарских эрзян. Откуда твои предки? Село? Фамилия?
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
From: (Anonymous)
2007-07-27 04:59 pm
АТАКА ФАРАОНОВЫХ ЦЕРБЕРОВ НА РАСЬКЕНЬ ОЗКС
Автор: Г.Д.Мусалёв, председатель правления Мордовского республиканского общественного Фонда спасения эрзянского языка
Дата публикации: 27.07.2007
Язык статьи:



14 июля сего года в селе Чукалы Больше-Игнатовского района Мордовии намечался Раськень Озкс (Всенародное моление) – древний эрзянский обряд. Задолго до его проведения осуществлялась, как выяснилось позднее, идея его срыва. На одном из заседаний предлагались разные варианты. Идемевсь Александр Лузгин, возглавляющий национальный комитет — больше похожий на похоронное бюро, предлагал применить для заглушки неповторимого по красоте действа двигатели спортивных мотоциклов или же рокот танков Т-150. Намекал он и на вой реактивных самолётов.



Валентин Конаков, зампредседателя правительства Мордовии, настаивал на использовании шума отбойных молотков, похожий больше на стрельбу, или рева работающих тракторов К-700 с бульдозерной навеской. Кто-то, а он, инженер-механик, знает параметры децибельных возможностей этих машин. По сравнению с танками и прочей пугающей грохотом техникой это куда демократичней. И, к тому же, дешевле.



Пригнать в Мордовию танки, самолеты… Дорого, очень дорого!



Точку на разногласия, к удивлению присутствующих, поставила простая русская женщина, и все-таки замминистра культуры Антонина Шатова. К чему, действительно, все эти допотопные, чадящие дымом и гарью шумоисточники! Нельзя же в 21 веке работать дедовскими методами. Она предложила использовать современную звукоусиливающую электронную аппаратуру – задушить Раськень Озкс с помощью микрофона. Причем, намерение надо осуществить с умом. Отказать организаторам Озкса в озвучивании наотрез – грубо, могут быть какие-то последствия. Так дело не пойдет. Отказывать не надо. Зачем? Лучше установить их, микрофоны, на почтительном расстоянии от Маара, от центра действия, — вот это «по-человечески».



Проект Шатовой восприняли два главных продавца народа, Конаков с Лузгиным, восторженно. Шатова, в дополнение к сказанному, приложила не менее экстравагантную аргументацию: в старину, дескать, Озксы проводили без микрофонов.



В 10 часов представители власти, вместо Озати (!), врубили свои микрофоны и начали по сценарию, к которой, можно предположить, руку приложили работники ФСБ и РПЦ, на… русском языке. На русском… Эрзянь Раськень Озкс! Кощунство? Нонсенс? Нет сомнения. Выступления, песни, не имеющие никакого отношения к Озксу, звучали на русском языке до самого вечера. Вот, тут-то, оказывается, без микрофона обойтись нельзя.



Раськень Озкс остался без управления. По существу был сорван. Красота древнего, уникального по смыслу и содержанию обряда показать полностью, во всей красе, не удалось. Собравшиеся со многих уголков России не увидели, не услышали то, что было сотворено за тысячелетия нашим пращуром и завещано беречь потомкам.



Провокационная акция, можно предположить, исходила от Главы Республики Николая Меркушкина и от главы РПЦ по Мордовии Варсонофия – Судакова. Соответствующие инструкции по каналам спецслужб были спущены сверху. Мокшаниным Меркушкиным для исполнения задуманного были назначены два эрзянина – это Валентин Канаков и Александр Лузгин. Расчет прост: назначив для совершения провокации вместо них двух мокшан, выплыло бы на поверхность, хочешь - не хочешь, пугало «межнациональной розни». Это могло повлечь нежелательные последствия. Теперь же эрзян губили «эрзяне». Цель достигнута… Можно и руки умывать.



Членами правительства были 14 июля грубо нарушены три фундаментальные статьи Конституции России: гарантирующие (на бумаге) свободу слова, свободу совести и вероисповедания, право пользоваться родным языком.



(Ответить) (Thread)
From: (Anonymous)
2007-07-27 05:02 pm

В Мордовии преследуются Эрзя язык и его носители, те, которые немало сил прикладывают для его спасения от русификации. Любое начинание, любое мероприятие на этом языке подвергаются гонениям и дискриминации. В 2006 году был ошельмован властями (опять же с помощью «общественных организаций») Конгресс эрзян, в 2007 году было по существу запрещено проведение Дня эрзянского языка, который ежегодно отмечается 16 апреля с 1993 года во многих регионах России и других стран. В этот же день (16 апреля), лицедействуя, официальные круги, потратив немало средств из бюджета, организовали День так называемого родного языка (в реальности русского). И вот июль 2007 года – яростная, до цинизма противозаконная атака на Раськень Озкс.



Почему власти Мордовии так люто ненавидят эрзянский язык? Ответ на поверхности. Пока ещё есть, пусть крохотные, силы, которые заступаются за него. Особую опасность государевы слуги заметали в Раськень Озксе Моление-праздник – это больше моление, больше чем язык, оно собирает разбросанный на огромной территории этнос. Что-то, а этого допустить нельзя, такие «собирания» явно противоречат политике рассредоточения этносов, политике русификации и, следовательно, ликвидации нерусских этносов. Раськень Озкс никак не вписывается в российский принцип «больше двух не собираться». Вот почему так ощетинились на эрзя язык и эрзянскую культуру.



* * *



Сергиенко А.А., прокурору Республики Мордовия



Заявление



14 июля 2007 года в селе Чукалы Большеигнатовского района Мордовии должен был третий раз состояться государственный праздник «Раськень Озкс». Были правительством республики отпущены средства, имелся сценарий, где на первом месте стоял древний обряд зажжения свечи (высота 3 метра) обращения Инешкипазу (Творцу), предкам, лемень кундамо (поминовение предков), обновление Мара, затем концерт, спортивные соревнования, обед из мяса жертвенного животного.



На праздник-моление в этом году приезжало, примерно, 2000 человек, в 2004 году более 5000. Были представители из многих регионов, а также Марий Эл, Удмуртской Республик, Чувашской Республики, а также из Эстонии и Финляндии.



Спонсировало Правительство, много сделало правление Мордовского республиканского общественного Фонда спасения эрзянского языка. Обрядовую - главную часть программы - должен был вести председатель правления Фонда и его помощники! Но… по заранее намеченному плану представители Правительства В.В.Конаков, зам.председателя правительства Мордовии, А.С.Лузгин, председатель Комитета по национальной политике, А.Н.Шатова, зам.министра культуры приказали установить звукоусилительную аппаратуру в 200-250 метрах от места действия. В намеченное время, игнорируя руководство Фонда и собравшихся (2000 человек) начали (в основном на русском языке) программу, ничего общего не имеющего с Раськень Озкс. Она больше напоминала фестивальную - песни и пляски. Оставшись без микрофонов, без средства связи, праздник, на который было потрачено 500 000, рублей был фактически сорван. При этом провокаторами, их иначе нельзя называть, В.В.Конаков, А.С.Лузгин и А.Н.Шатова, были грубо нарушены основополагающие статьи Конституции России и Мордовии:



Статья 26.



2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.



Статья 28.



Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.



Статья 29



1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.



Просим вынести соответствующее решение по поводу спланированной властями акции, попирающей права и свободы граждан.



Г.Д.Мусалёв, председатель правления



Мордовского республиканского общественного



Фонда спасения эрзянского языка

(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sherstnev
2007-07-28 12:40 pm

Ваш сторонник из Подмосковья

Андю, читаю Вас. Пытаюсь найти контакты с эрзянами в Москве.
Я русский, а жена эрзя. Чувствую свой долг перед сыном научить его языку. Жена из Юморги Пильненского района Нижегородчины. Двоюродная сестра жены помнит из детства слова тетей, овай и кше (папа, мама, хлеб). По этим воспоминаниям я и опознал эрзя.
(Ответить) (Thread)
From: (Anonymous)
2007-07-28 06:15 pm

Re: Ваш сторонник из Подмосковья

Найди общество "Эрзянь Вайгель". Председатель Дмитриев Сергей Дмитриевич. Тел. рабочий в Москве:246 70 88.
С уважением Эрюш Вежай
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
(Удалённый комментарий)
From: (Anonymous)
2007-07-28 07:00 pm

Re: эрзя в степях Украины

Спасибо, а ты слышала об обществе финно-угров в Киеве? Там есть Ростислав Мартынюк. Поищи сайт : Уграина.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: mihaj
2007-08-01 09:41 am
очень жалею, что не смог поехать, с билетами беда какая-то, но зато разместил, всё таки, фотоотчёт по нашей Масторавевсех милости прошу.
(Ответить) (Thread)
From: (Anonymous)
2007-08-02 07:01 pm

Интернетская ложь

принципу виноградной грозди. А именно, российское государство абсорбировало княжества, халифаты, уделы и т.д. но никогда (вплоть до принудительной правослафикации в конце 19 века) не разрушало их внутреннюю структуру. Например, при окончательном взятии контроля над теми же мордвинами (мокшами или эрзя, в разное время), русские не уничтожали местную администрацию, а везли их в Москву или Питер, показывали им все прелести империи, наделяли дворянскими титулами и интегрировали в тело империи. Такой подход, в отличие от британского, позволял колонизировать обширные территории и народы при наименьших затратах, а так же пополнял ряды имперской элиты. По свидетельству графа Воронцова, к концу 19 столетия 2/3 русского дворянства имели татарские, грузинские, мордовские и прочие корни.
(Ответить) (Thread)
From: (Anonymous)
2007-08-02 07:11 pm

Эрзя и вера

Инешки—это серьезно




Не у каждой малой нации появляются духовные лидеры, ориентированные на этническую религию. Их ведет зов души, а может ещё что-то, непонятное простому смертному. Зачастую они становятся объектом насмешек, непонимания, но, несмотря на это, они находят мужество, силу доводить до сознания людей божескую доброту и культуру предков.

Эрзянская религиозная духовность, философия времен пращуров воинствующим православием загнаны в темный угол. Это результат многовековой политики. И все-таки, вопреки мощнейшему влиянию на сознание людей, искры древней красивой, человечной, самой гуманной религии не умерли. Её первооснова—сама природа, она восхищает, и именно ей свойственно само возрождение.

У эрзян не было жреческого клана: Бог—отец, Человек—дитя. Связывает их любовь, а у любви нет посредников. По крайней мере науке неизвестны эрзянские волхвы-маги. Сохранение обрядовой культуры седой старины в фольклоре приписывается инязорам-тюштям, но это весьма сомнительно. Из этнографических исследований двух последних веков известно, что роль культового жреца брал или брала на время озкса наиболее уважаемые и памятливые люди сельской общины. То есть не было профессионального жреческого клана как таковой, были народные целители, духовники, но они ничем не отличались в среде народа.

В наше время восстановлением духовной культуры и самой религиозной духовности в конце 90-х годов прошлого столетия начала заниматься группа женщин в Мордовии. Они образовали ансамбль «Ламзурь», его душой и научным руководителем, организатором была поэтесса Маризь Кемаль. Группа, кроме исполнения старинных песен, популяризовывала древние эрзянские молельные обряды. Учавствовала в организации и проведении сельских озксов, а также Раськень Озксов. Совсем незаметно, ненавязчиво, обладая большим духовным потенциалом выдвинулся из народа Кириллов В.И. (Пургазонь Викай, г.Лениногорск, Татарстан). Он создал эрзянскую духовно-просветительскую общину «Инешки». Задача её—скрупулезное собирание того, что потеряно не годами, а веками: молитвы, наговоры, обрядовая действенность, духовные понятия, символика, народная медицина и магия. Доведение до сознания доступными формами обрядовой культуры.

В последние годы всё чаще стали проводиться большие эрзянские праздники: фестивали, Велень Озксы, Раськень Озксы. Действия на них были не простыми театральными действиями, а наполненные духовным содержанием, рождающее чудо возрождения.

Аношонь Тумай, г.Лукоянов
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
From: (Anonymous)
2007-08-03 06:07 pm
пространствах. Иногда же вхождение того или иного края было не столь уж мирным. Со временем крещение, письменность, более высокая городская культура, принесенные русскими, вытесняли местные языки и верования, огромное количество людей начинало чувствовать себя русскими — и действительно становились ими. Иной раз для этого достаточно было креститься. Писали же крестьяне мордовской — деревни в своей челобитной: <Предки наши, бывшая мордва>, искренне полагая, что только предки-язычники были мордвой, а вот уж православные потомки — никак к мордве не относятся. Шло смешение, переселялись люди в города, уезжали далеко — в Сибирь, на Алтай. Язык у всех становился единый — русский, имена же и фамилии после крещения ничем (или почти ничем) от обычных русских не отличались. И кто впоследствии обращал внимание на то, что в фамилиях вроде Шукшин, Веденяпин, Ведев или Веденкин ничего славянского в корне нет, а есть или название племени — <шукша> — или слово <вода> — <ведь>? Каких, в конце концов, фамилий не бывает! Да и звучит — прислушайтесь! — Веденяпин или Пияшева куда как более по-русски, чем, скажем, Вилленбахов или Асламазов.

Но, растворяясь в массе русских, составив среди них весьма заметный процент, финны распространили свой антропологический тип: очень светлые волосы, голубые глаза и — зачастую — широкое, скуластое лицо. И тип <пензенского мужичка> во многом стал восприниматься как типично русский. А иногда и утверждался в чужеземном мнении как вообще славянский. И пошли гулять по страницам западной литературы фразы вроде <типично славянские выпуклые скулы> — при описании чехов или поляков, коим эти скулы, как к примеру, и западным украинцам и белорусам, вообще не свойственны. Русскую рубаху-косоворотку, лапти, баню — не найдешь ни у кого из других славянских нардов. Но найдешь у всех финнов. (Конечно, финский элемент — не единственный, который в сложном смешении лег в создание великорусского этноса. Перечислять их можно долго, но, конечно, славянский элемент — самый мощный. Русские — несомненно, один из величайших народов мира и, наверное, самый великий — по вкладу в мировую цивилизацию и влиянию на судьбы мира — из славянских народов. Но происхождение их очень смешанное. И финский элемент тут — весьма заметен.)

Какая-то часть угро-финнов отатарилась: приняла ислам, татарский язык, мусульманские имена. Они тоже совершенно забыли о своем происхождении. Этот процесс шел совсем в не столь благоприятных условиях, как распространение православия и русского языка. Законы Российской империи категорически запрещали обращать язычников в любую другую веру, кроме государственной. Наказание за это уголовное (именно: уголовное) преступление было весьма суровым.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: nelliripper
2007-08-19 06:30 pm
очень познавательно
всегда интересовался мордовской культурой и даже хочу в Мордовию съездить
где вот интересно можно достать в электронном виде словари по языкам Эрзя и Мокша с переводом на русский
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: erzianj_jurnal
2007-08-31 09:02 am
электронных словарей эрзянских или мокшанских нет в природе. Просто нет и все. Потмоу что никто не сделал.

Вы и обычные то "днём с огнём" найдете. Последний раз в Саранске в магазине "Масторава" (это единственный магазин в мире(!!!задумайтесь), где торгуют литературой на эрзянском и мокшанском языках...), я словарей не видел, спрашивал у продавцов, сказали, что ждут поступлений....

я с эрзянскими активистами готовим словарь эрзянско-русский + .... другие финно-угорские языки... но пока он в стадии набора, это долгий труд. Присоединяйтесь!
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
From: (Anonymous)
2007-08-19 08:26 pm

Основы эрзянской Веры.

Основы эрзянской Веры. Эрзянь Пазнэнь Кемемань юртнэ.

Основы эрзянской Веры

Эрзянь Пазнэнь Кемемань юртнэ

Попробуем представить основы эрзянской этнической Веры. / Терявттано невтемс эрзянь пазнэнь Кемемань юртнэнь.

Не являюсь специалистом в этой области. Надеюсь, знающие люди помогут в создании данной темы. / А улян пек парсте содыцякс те тевсэнть. Кеман, содыцятне лездыть поладомс те сёрмадовкссонть ды витьсызь ильведевксэм.

Бог един. / Инешкипазось вейке.

Эрзяне называют Его – Инешкипаз. / Эрзятне мерить Тензэ Инешкипаз.

Что в имени Твоём? / Мезе Тонь лемсэть?

Ине=Великий.

Шки=шкинямс=творить.

Паз=Бог.

Что является Храмом для эрзян? / Мезесь ашти Ванстомакс эрзятнень туртов?

Для эрзян Храмом является Природа - Мир, созданный Инешкипазом. / Эрзятнень туртов Ванстомакс ашти Пертьпельксэсь, конань теизе Инешкипазось.

Для чего создан Человек Инешкипазом? / Мейсь Инешкись Ломаненть теизе?

Быть Человеком, но не рабом божьим, помощником Инешкипаза для сохранения Природы. / Улемс Ломанекс, аволь пазонь урекс, Пертьпельксэнь ванстыцякс, идицякс.

Может ли Человек-эрзя замолить свой грех? / Ознови-арась эрзя ломаненть пежетезэ?

Нет. Человек может молить о снисхождении, но жить будет ощущая всегда тяжесть греха и вины за него. / Арась. Ломанесь озны чумонзо нолдамонь кис, ансяк эрямопингензэ перть канды пежетенть сталмонзо оймесэнзэ, мари чумо пежетенть кувалма.

Может ли Человек гадить, вредить Природе? / Мереви-арась Ломанентень кандомс зыян Пертьпельксэнтень?

Нет. / Арась.

Ибо. / Мекс.

Земля - тело Покровительницы-Богини Земли Масторавы. / Модась – Мастораванть рунгозо.

Озёра - глаза Богини Воды, реки - её кровеносные сосуды. / Эрьктне - Ведяванть сельмензэ, лейтне - сонзэ верьсанонзо.

Воздух - дыхание Инешкипаза. / Коштось - Инешкипазонть оймекоштозо.

Можно ли Человеку вешать что-либо на шею? / Мереви-арась понгавтнемс мезеяк кирьгазонзо?

Только женщинам бусы, украшения. / Ансяк аваломаннень кирьгакст, эрьгть, мазылгавтомкат.

На шее носят знаки принадлежности только рабы, но не Человек-эрзя. / Кирьгасонзо кандтни тешкст ды килькшт ансяк уресь, аволь Эрзя ломанесь.

Почему Инешкипаз дал Человеку имя Эрзя? / Мекс Инешкипазось лемдизе Ломаненть Эрзякс?

Эрзя - это Житель, Живущий, Живой от слов «эрямс» - жить, «эрямо» - жизнь. / Эрзя - те Эриця, Эрий, Эри «эрямс» ды «эрямо» валтнэстэ.

Изображают ли эрзяне Творца на иконах? / Артокшныть-арась эрзятне Инешкипазонть чаманзо-рунгонзо лаз ланга?

Арась. / Нет.

Эрзяне делают только Знак Инешкипаза - Солярий. / Эрзятне тейнить ансяк Инешкипазонь-Чипазонь Тешкс.

Существует ли в Эрзянь Кемема (в Эрзянской Вере) посредник для общения с Инешкипазом-Творцом? / Ули-арась Эрзянь Кемемасонть кияк, кона эряви Инешкипазнэнь пшкадемстэ-озномсто?

Арась. / Нет.

Эрзянину не требуется поп или иной служитель для обращения к Инешкипазу-Творцу. / Эрзянтень а эряви бачкась эли диаконось Инешкипазонтень пшкадемстэ.

Кто руководит эрзянскими общими молениями-озксами? / Кие вети вейсэнь озкстнэнь?

Общее моление ведёт Озатя или Озава, выбирающиеся для соблюдения ритуала моления. / Вейсэнь (Раськень, Велень, Авань...) Озксонть вети Озатя эли Озава, кона кочкави озксонть ютавтомонзо.


Эрюш Вежай, Мурман ёнкс
(Ответить) (Thread)
From: arkan_m
2007-08-30 08:27 pm
http://www.rufront.ru/materials/4666B4E99B1AE.html
дайте подробности, что вскрыли то?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: erzianj_jurnal
2007-08-31 08:55 am
зачем вам подробности? прошло уже более 3-х месяцев с этого инцидента.
Думаю, что большие подробности общественности не нужны. Зачем?
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)